Религия объясняет действительность. Но ее объяснения не согласуются с наукой. Поэтому на Западе всегда существовал конфликт между ними. Там, где наука наступает, религия отходит на второй план, и ее авторитет отступает перед продвижением науки. ... Когда люди избавляются от религии и не получают ничего взамен, они утрачивают также и высшие ценности. Они вынуждены ограничиваться земными делами и лишаются духовности. К счастью, кроме религии есть еще и философия, которая открывает человеку путь к высшим ценностям - путь даже более прямой, чем религиозный, потому что в философии человеку, чтобы прикоснуться к высшим ценностям, отнюдь не обязательно блуждать окольной тропой молитв и ритуалов...

Согласно традициям китайской философии, ее назначение - не в увеличении позитивного знания (под которым мы подразумеваем информацию о явлениях), но в возвышении разума - достижение того, что находится вне актуального мира, и тех ценностей, которые выше нравственных.

Первое впечатление человека, приступающего к чтению китайских сочинений - краткость и бессвязность высказываний и фраз их авторов. ... Для китайских философов было обычным выражать свои мысли в форме афоризмов, намеков, примеров. Ведь "Дао-дэ цзин" состоит из афоризмов, а многие главы "Чжуан-цзы" полны намеков и сравнений. ... Суггестивность, а не артикулированность, является идеалом всего китайского искусства, будь то поэзия, живопись или что-нибудь еще. В соответствии с китайской литературной традицией, в хорошей поэзии количество слов ограничено, но выражаемые мысли - "безграничны". Так, образованный читатель поэзии читает то, что вне стихотворения, а хороший читатель книг увидит то, что сокрыто "между строк".

Этапы развития даосизма

Всего было три этапа развития раннедаосской философии. Идеи, приписываемые Ян Чжу, представляют собой первый этап, выраженные в большей части "Дао-дэ цзина" - второй, а идеи, содержащиеся в большей части "Чжуан-цзы" - третий и последний. Обе эти книги, подобно многим другим в Древнем Китае, являются "собраниями" даосских текстов и высказываний, составленных не одним автором, а разными и в разное время.

Исходный пункт даосской философии - сохранение жизни и избежание вреда. Метод Ян Чжу для достижения этой цели - в том, чтобы "убежать". Это метод обычного отшельника, спасающегося от общества и прячущегося в горах и лесах. ... Однако в человеческом мире все настолько сложно, что, как хорошо ни прячься, всех зол не избегнешь. Поэтому метод "убегания" порой не работает.

Идеи, выраженные в большей части трактата "Дао-дэ цзин", представляют собой попытку вскрыть законы, лежащие в основе изменения вещей во Вселенной. Вещи изменяются, но подлежащие переменам законы остаются неизменными. Если понять эти законы и регулировать свое поведение в соответствии с ними, можно обратить все в свою выгоду. Это второй этап развития даосизма.

Однако, даже в этом случае абсолютной гарантии нет. В изменениях вещей, происходящих в мире природы и человека, всегда есть невидимые элементы. Поэтому, несмотря на все усилия, сохраняется возможность вреда. В "Дао-дэ цзине" сказано еще более глубоко : "Я столкнулся с великим несчастием потому, что обладаю телом. Если бы тела не было, какое могло бы меня постигнуть несчастье?" (гл. 13). Заложенный в этих словах смысл, свидетельствующий о проникновении в суть вещей, находит свое дальнейшее развитие в "Чжуан-цзы", где появляются концепции уравнивания жизни и смерти и идентичности своего "я" с другими "я". Говорить так - значит видеть себя и других, жизнь и смерть в иной, более высокой перспективе, а значит - и выходить за пределы существующего мира. Это тоже форма "ухода", правда, не от общества в леса и горы, а из "нашего" мира в другой. Вот кульминационный пункт третьего, и последнего, этапа развития древнего даосизма.

 

 

Из книги Фэн Ю-Ланя
"Краткая история китайской философии"

by Fung Yu-Lan
"A Short History of Chinese Philosophy"